Чем мы можем Вам помочь?
Непростой разговор: полетите-ли?
Туризм – или не туризм? Справедливо утверждение, что отечественный кластер здравоохранения оброс некоторыми предрассудками: неудобно, долго и некачественно. Что же ищут те люди с достаточным количеством средств в зарубежной медицине? На что надеются или от чего пытаются сбежать? Предлагаю разобрать моменты, которые влияют на конечный результат – качество и комфорт диагностики и лечения.
Полетите – ли?
Когда стоит и не стоит лететь в Израиль, Германию, Турцию, США, Корею, Прибалтику.
Опыт наших пациентов и взаимоотношений с коллегами из этих стран
Стоит отметить, что для самого пациента эти два понятия, конечно, неразделимы: одно только имя, атмосфера, внимание со стороны персонала медицинского учреждения способны искусно создать впечатление, что все делается правильно и лечение помогает. Однако в случае с онкологическим заболеванием лишь с течением времени пациент понимает, что лечат пациента совсем не условия, комфорт, имя страны, куда приехал, забота со стороны персонала, титулы и награды врача и прочая инфраструктура. Пациент добирается до самой сути, и остается только один вопрос: помогло ли? А за это отвечает только врач и его профессионализм: кто организует весь процесс, принимает решение, берет на себя ответственность. Тот, кто лечит. А лечит злокачественные опухоли врач-онколог, используя имеющиеся в распоряжении инструменты, и один из этих инструментов может располагаться за рубежом.
Наша позиция: медицинский туризм – это хорошо. Но только тогда, когда у вас есть надежный туроператор. Кто же это? Это ни в коем случае не Ваш знакомый или колл-центр с неизвестным местоположением под предлогом «звоните в Клинику **** напрямую». Это последствия несовершенной системы здравоохранения, когда пациент сам вынужден принимать решения в области, в которой он не ориентируется – в медицине. Мы привыкли выбирать, какое исследование нам нужно сделать, если что-то заболело, с какой подругой посоветоваться, сами назначаем себе лекарства и тому подобное, но когда речь заходит действительно о серьезной ситуации со здоровьем, ваша задача – избежать этой участи и последствий: принимать решения в сфере, в которой Вы некомпетентны. Вам нужен надежный партнер.
Правильный медицинский туроператор - это врач, который хорошо знает Вашу проблему и принимал непосредственное участие в ее обнаружении, знает Ваш уровень здоровья и что немаловажно – знает места, куда можно и нужно обратиться. Медицинский туризм — это не просто желание поехать в красивое место, это необходимость. Это выполнение рекомендации Вашего врача. При этом исполнитель рекомендации может находиться и за границей. Компетентный врач, как хороший организатор, всегда открыто скажет пациенту о том, что лучше сделать в его клинике, а что нужно сделать в другом месте. И лучше, если этот врач знает, куда посылает пациента, то есть был там сам и увидел своими глазами, как, кто и что в этой клинике лечит. При этом важно, чтобы пациент не остался сиротой, чтобы тот, кто послал его на лечение или диагностику,смог бы после поездки принять его обратно. И эта необходимость возникает крайне часто: кончатся деньги, назначенное лечение перестанет помогать, состояние здоровья не позволит больше летать и др. Поэтому лучше всего, если это врач работает в специализированной Клинике, которая курирует весь процесс диагностики, лечения, реабилитации и, если есть необходимость, направляет пациента на определенные виды диагностики и лечения.
Зачем и куда стоит ехать?
Ответ на этот вопрос,как и весь процесс лечения, будет состоять из трех равнозначных частей: установка диагноза, выбор тактики лечения и непосредственно проведение лечения.
Для установки диагноза потребуется визуализация (УЗИ, МРТ, КТ, а за рубежом чаще – ПЭТ КТ, эндоскопия); биопсия; гистологические и молекулярные исследования. Эти инструменты и в России, и за рубежом в массе своей сделаны на одних и тех же заводах и используются по одной и той же инструкции. Особенность здесь в другом: кто назначает исследования и кто потом интерпретирует результаты. Компетентному Российскому врачу, разбирающийся в международных стандартах, по которым работают коллеги и в Германии, и в США, под силу сделать и то и другое. При этом все диагностические тесты тоже можно сделать в России. Во всем процессе диагностики есть одно важное звено – гистологическое исследование. Это когда полученный в процессе биопсии образец опухоли специальным образом окрашивают и исследуют под микроскопом – определяют вид, подвид и особенности опухолевых клеток. От этого очень сильно зависит эффективность последующего лечения. Это единственный этап, на котором требуется второе мнение. Но это можно сделать дистанционно. Например, лаборатории, с которыми работаем мы, в качестве рутинной практики оцифровывают результаты и консультируют их с зарубежными коллегами. При этом самому пациенту никуда ехать не требуется.
Итак, диагноз поставлен. Теперь Ваш «домашний» онколог должен выбрать тактику лечения. Вероятно, Вам уже известно, что существует три метода лечения: операция, химиотерапия, лучевая терапия. Нужно честно сказать, что совсем не Россия является законодателем эффективных стандартов лечения, и даже не Германия. Поэтому правильное решение принимает тот, кто имеет доступ к этим стандартам и постоянно проходит обучение и повышение квалификации, принимает участие в международных конгрессах. Постоянно на них присутствуя, да даже на российских конгрессах, невольно замечаешь, что на зарубежных мероприятиях наших врачей крайне мало, или нет совсем. А на Российских – по большей части столичные. Для наших врачей не составляет труда использовать международные подходы, потому что в самом начале пути мы выбрали единственно возможное направление развития – постоянное обучение и совершенствование. Таким образом, никуда не выезжая можно также получить самый современный вариант лечения. Для настоящего врача незазорно спросить второго мнения или даже третьего. Кроме того, в онкологии – это стандарт.
Вот мы и добрались до лечения. Именно здесь может потребоваться помощь западных (или восточных) лечебных учреждений. Хотя в 2017 году около 85% всех необходимых хирургических вмешательство могут выполнить и Российские специалисты и, внимание, по квоте. Радиотерапию сегодня можно также провести платно, например, в Москве. Имеются современные линейные ускорители. Без очереди. При этом исполнители будут заинтересованы назначить лечение, а не отказать в нем, так этот все- таки это бизнес. Кибер-нож, радиохирургия и другой хай-тек в России доступен. Просто нужно грамотно оформить документы и правильно выбрать место. Опять же это задача Вашего врача, и задача выполнимая. Некоторых установок, конечно, еще нет, но об их использовании речь встает только в 10-15% всех случаев. Определенные виды хирургического вмешательства, особенно сложного уровня, где требуется работа двух бригад, участие робота или в запущенных и рискованных случаях – да, нужно проводить за границей. Но помните, если в операции отказано в России, несмотря на весь технический прогресс и опыт, существует очень большая вероятность получить отказ и в той же Германии. Здесь важно предварительное консультирование Вашего врача с врачом принимающей клиники.
Лекарственная терапия
Наиболее масштабное поле для деятельности в онкологии, так как все- таки большинство заболеваний диагностируются уже в запущенных случаях и лекарственная терапия – это ситуация выбора. Даже самый титулованный и опытный заграничный врач вне поддержки клинических исследований и обмена опытом не сможет гарантировать Вам самое современное и безопасное лечение. А если доступ к такой поддержке имеется, то нет препятствий и Российскому врачу сделать все те же назначения. При этом сама технология проведения лекарственного лечения в специализированных Клиниках Израиля и России отличаться не будет. Речь здесь идет о правильном выполнении процедуры, а не о стоимости инфузионного кресла, на котором ее могут проводить. Этот как раз ни на что не влияет. Отдельного внимание заслуживает вопрос медикаментов, известна притча, что в России все препараты — подделка и не работают. Скажем так, мифа здесь гораздо больше, чем правды. Однако если пациенту будет спокойнее не видеть русских слов на упаковке с лекарствами, он может организовать доставку препаратов из-за границы, главное, чтобы они были зарегистрированы на территории Российской Федерации.
Последнее — это поддерживающая терапия. Учитывая, что опухоль это активно развивающаяся биосистема, которая активно отравляет организм своим существованием, пациенту необходима адекватная поддерживающая терапия, чтобы чувствовать себя лучше, справляться с клеточной интоксикацией. Ее положительный эффект чувствуют на себе даже пациенты отделения семейной медицины, чье состояние здоровья несравненно на более высоком уровне, чем у онкологического пациента. Однако на западе она считается не обязательной. Полезной, но не обязательной. И очень просто объяснить почему. Все -таки 90% пациентов, приходящих к западному врачу, приходят по страховке. А страховая компания очень хорошо умеет считать деньги и никогда не оплатит пациенту терапию, без которой можно обойтись. Это масса и формирует поведение врача. Примечание: действительно, обойтись без нее могут только пациенты 1-2 стадий заболевания. А пациентам на поздних стадиях ее все- таки назначают. Отсюда вопрос:почему бы то, что помогает справиться с болезнью поздних стадий, не использовать для людей на ранних стадиях, ведь тогда эффект лечения будет, несомненно, лучше. Таким образом, дезинтоксикационная терапия доступна только при очень индивидуальном подходе, а он реализуем только в условиях частной клиники, которая имеет определенную независимость в принятии решений и может позволить себе непрерывный мониторинг за пациентом. В России такие клиники существуют, и их количество увеличивается. Таким образом, мы видим, что непосредственное прибытие пациента за границу необходимо именно для прохождения оперативного лечения определенных заболеваний, и только когда это лечение не может быть выполнено в России. Во всех остальных случаях, если Вы нашли своего врача, лечение за границей Вам не обязательно. Но если Вы выберете этот путь – мы будем рады оказать Вам необходимую поддержку: выбрать место, врача, оформить нужные документы и другое.
Стоимость и сроки диагностики и лечения
Строго говоря, по Российскому законодательству от момента обращения до установки диагноза должно пройти не более 15 дней. В случае необходимости молекулярно-генетического исследования образца опухоли – немногим более. Примерно такие максимальные сроки стоят и за границей. Если ехать, то куда? Популярными считаются направления (по уменьшению потока): Израиль, Германия, Прибалтика, Турция, США. По уровню качества, начиная с наиболее качественного лечения: США, Германия, Израиль, Прибалтика, Турция. Также строится рейтинг и по стоимости: от самого дорого — к самому доступному. При этом не секрет, что именно США является законодателем методов лечения и диагностики, именно компании из США разрабатывают и производят наибольшее количество эффективных противоопухолевых препаратов, в том числе таргетной и иммунной терапии, и именно из США спустя 1-2 года до России доходят стандарты лечения.
Что говорят люди?
Мы не первые 5 лет помогаем пациентам с онкологическими заболеваниями, в том числе и тем, кто уже побывал за рубежом или только туда собирается. И вот что мы слышим от самих пациентов. Истории бывают разные.
Случай 1. Израиль. Рак прямой кишки. Долго откладываемое обследование у проктолога выявило заболевание прямой кишки. Принято решение – лететь в Израиль на диагностику и лечение. В Израиле провели анализы крови, ПЭТ-КТ, эндоскопию, биопсию и генетическое обследование, онколог выписал схему лечения по современным стандартам. Стоимость обследования составила около 400 т.р. без стоимости расходов на дорогу и проживание. Лечение включало проведение химиотерапии и радиотерапии, ориентировочная стоимость 2000 т.р. У пациента таких денег не оказалось – он вернулся в Россию с протоколом лечения. В России протокол лечения использовать отказались, отправили на повторную диагностику. Диагноз подтвердился. Предложили оперативное вмешательство. Пациент отказался. Обратился в Российскую частную клинику и поинтересовался о стоимости диагностики, которая бы даже с учетом ПЭТ-КТ составила 150 т.р., при этом пациент бы получил полный профиль здоровья, в т.ч. заключение о вероятных причинах онкозаболевания, а не только онкологический диагноз. Частная клиника выдала третье мнение, что разумнее использовать механизм, предложенный Израилем – лучевую терапию, совмещенную с химиотерапией. Лечение было организовано и проведено в России, как и предполагалось, эффективно: пациент в стадии ремиссии. Стоимость лечения составила не более 400 т.р., лечение было проведено в течение 3-х месяцев. Пациент находится на наблюдении.
Случай 2. Израиль. Рак молочной железы с метастазами. Пациент поступил в тяжелом состоянии после 5 лет лечения в Израиле на очередной курс таргетной терапии, на который ввиду состояния здоровья не смогла попасть в Израиль. На протяжении 5 лет израильским специалистам удавалось сдерживать развитие агрессивной формы заболевания. Суммарная стоимость лечения составила более 4,7 млн.руб, большая часть из них — медикаменты. Определяющую роль играло следование Израильскими коллегами современным стандартам лечения NCCN.
Случай 3. Турция. Запущенный рак кишечника. Пациент поступил в тяжелом состоянии на паллиативную помощь после поездки в известную клинику Турции для (как его заверили) оперативного лечения по поводу рака кишечника, которое не было предложено в России ввиду запущенности заболевания. После диагностической лапаротомии в операции было отказано. При этом сами врачи недоумевали, как можно было обещать операцию при таком прогрессировании заболевания. Пациент провел в клинике несколько дней и вернулся в Россию. Стоимость нахождения составила 600 т.р. Альтернативным методом лечения было проведение исследование опухоли на мутации и проведение таргетной терапии, паллиативная операция. Ввиду упущенного времени на организацию поездки в Израиль.
Случай 4. Прибалтика. Рак легкого. Пациент отправился для диагностики заболевания в одну из республик Прибалтики. Была проведена диагностика, установлен диагноз, проведен первый курс химиотерапии. Для экономии средств (стоимость химиотерапии в России оказалось в 3 раза ниже) пациент приобрел препараты за рубежом и приехал на лечение в Россию. В общем порядке в России пациенту отказались проводит химиотерапию этими препаратами, так как этот производитель (малоизвестный) не зарегистрирован на территории Российской Федерации.
Случай 5. Израиль. Рак желудка. Пациент обратился для второго мнения во время ожидания очереди на операцию по поводу рака желудка. Ввиду ограниченности средств образец опухоли был направлен на уточнение диагноза в патологическую лабораторию Израиля. На основании полученных данных в России была разработана схема лекарственной терапии. По запросу пациента организована дистанционная консультация случая в виде конференции российских и израильских специалистов. Консенсус подтвердил отмену назначенной операции ввиду сомнительной ее переносимости пациентом и начала таргетной терапии. Пациент принял решение самостоятельно заниматься вопросом организации операции и был выписан. Операция прошла успешно, пациент не справился с послеоперационными осложнениями.
Случай 6. Германия, Израиль. Рак системы кроветворения. В России бесплатно пациенту был поставлен диагноз – одно из видов онкозаболеваний системы кроветворения, требующее массированной химиотерапии. Пациент обратился за вторым мнением в Израиль по совету знакомых. Диагноз был изменен: пациенту было сообщено что на данном этапе лечение не требуется. Пациент засомневался в возможности таких кардинальных расхождений и по возвращению в Россию обратился в частную клинику. Образец опухоли был отправлен на повторное исследование в Германию. Через 5 дней были получены заключения: третий вариант диагноза. В Российской клинике тщательно организованному наблюдению за клинической картиной было принято решение согласиться с диагнозом из Германии, предложено и начато лечение. Лечение проходит успешно.
Вместо заключения
Таким образом, если Вы собираетесь поехать заграницу на диагностику и лечение, разумно совместить возможности отечественной медицины и уникальных технологий, доступных заграницей. Так же, как Вы планируете отпуск и доверяете это профессионалам, позвольте профессиональному врачу определить, для чего и куда лучше ехать. Найдите своего врача дома, в России. Даже самые состоятельные люди рано или поздно возвращаются на родину. Будьте аккуратны с отзывами и мнениями друзей, коллег, других пациентов размещенных на сайте. Каждый случай уникален, как и восприятие каждого человека.
Полетите – ли Вы в Израиль, Германию или США, Прибалтику, Турцию или Корею? Такое решение советуем принимать после очной консультации с врачом – онкологом, имеющим опыт организации зарубежных командировок для своих пациентов или дистанционной работы с коллегами из этих стран. Хороший врач не заинтересован оставить вас в клинике любым способом: хороший врач заинтересован настроить для Вас наиболее эффективное лечение и использует для этого все возможные ресурсы.